Вашему вниманию предлагается мой доклад со студенческой конференции
“Современный мир: личность и проблемы общества” (МГГУ им. Шолохова, 2007).
читать дальше
Роль СМИ в формировании стереотипов о рок-музыке
Прошло более полувека, как появилась рок-музыка, а вместе с ней – множество мифов: удивительных, а порой и жутких. На протяжении всего времени существования рока, особенно тяжелого, в обществе о нем формировалось мнение как о чем-то скорее отрицательным, чем положительном. Вот самые распространенные стереотипы, до сих пор встречающиеся как в зарубежных, так и отечественных современных СМИ:
1.рок-музыка пропагандирует сатанизм, насилие и агрессию, сексуальную распущенность, наркоманию и т.д.;
2.рок-музыка негативно влияет на психику (отупляет либо сводит с ума) и на здоровье вообще;
3.рок-музыка однообразна, груба, лишена элементарного мелодизма и у нее очень мало стилей;
Из трех вышеперечисленных пунктов вытекает и четвертый:
4.слушатели рок-музыки агрессивны, верят в дьявола, сумасшедшие и просто неумные, ходят грязными и неопрятными.
Прежде, чем винить критиков рока в необъективности, попытаемся проследить, как же появилось такое отношение к нему.
Тому немало причин в самой истории развития рок-музыки и общества вообще. В 60-х гг. хиппи, «дети цветов», бунтовали против войны во Вьетнаме и действительно выступали за свободную любовь. В 70-е-80-е гг. советские рок-группы были оппозицией политического строя СССР. В это же время панки ратовали за отрицание всего и вся, а металлисты экспериментировали с предельно жестким звучанием гитар и ударных.
И первыми, кто отреагировал на рок, были, естественно, журналисты. Главным, на что они обратили внимание уже в первые годы его существования, стала внешняя атрибутивная сторона рок-музыки. Эпатаж, протест, резкость – то, что сильнее всего бросается в глаза. Чтобы это заметить, не обязательно даже слушать сам рок: «...профессионалы, пришедшие "со стороны", склонны рассматривать рок, как явление сугубо социальное. Главное, чтобы была социальная острота, протест, вызов, и смелость, а есть ли за этим музыка, какова она по стилю и качеству, в общем-то, не так важно. Позиция весьма удобная, так как она избавляет от необходимости вдаваться в специальный анализ музыкального материала, выводя на первый план содержание песен, имидж артистов, сценографию. Согласно такому подходу, под "рок" подпадают наиболее острые барды, эстрадные шоу-группы, некоторые панк-группы, самобытные, но беспомощные в музыкальном отношении, а то и просто ничего не умеющие делать любители, способные лишь на эпатаж», - так объясняет Алексей Козлов, автор книги «Рок: истоки и развитие» (М., 1997г.) то обстоятельство, что музыкальный фактор, разнообразие стилей рок-музыки оставались на тот момент в тени. А в некоторых странах, в том числе и в Советском Союзе, последовал незамедлительный приказ власти запретить эту музыку как политически неприемлемую. И средства массовой информации, следуя негласным, а нередко и засекреченным циркулярам и предписаниям, набрасывались на рок-музыку на всех возможных уровнях, от газеты "Правда" до производственной стенгазеты. Ярчайший пример нападок на рок-музыку – одна из первых переводных статей о «тяжелом металле» «Два взгляда на хэви метал-рок» в журнале «Ровесник» за 1986 г. Проведя качественный контент-анализ данного документа, мне удалось установить, что статья несет эмоционально негативную оценку, многие суждения авторов предвзяты и субъективны по отношению к предмету. В качестве содержания представлен критический анализ альбомов групп, игравших хэви-метал1 в середине 80-х гг. XX в. Также представлено мнение о «металле» в целом и об его слушателях. Все работает на цель - дискредитацию «тяжелого металла». Для этого редакция публикует не только мнение советского музыканта Криса Кельми, но и ссылается на более авторитетного для молодежи западного музыкального критика Тима Холмса. Оба автора не скупятся на такие эпитеты, как "бессмысленнее", "ущербность", "символом подростковой истерии", "прекрасным ориентиром для психиатра", "ухищрения", "наиболее идиотских куплетов", "глупости", "образец бессмыслицы", "лупцует гитару", "безумная, бессмысленная вольтижировка", "отсутствие мысли", "сверхскоростная глупость", "хэви метал-клоун", "фигляров", "бездарные и бестолковые исполнители", "непроходимой глупостью", "воспевает самих себя", "на птичьем языке", " в крохотном, ущербном мире хэви метал-рока", "воспаленное сознание прыщеватого подростка" (Тим Холмс).
"Нет мысли", "чепуха, пустота", "такой компонент рок-музыки, как мысль, отсутствует начисто", "публике, которой музыка "для ума" не нужна", "для "металлистов это сложно, когда есть мысль" (Крис Кельми).
Не удивительно, что подобные публикации вызвали еще больший ответный протест музыкантов и слушателей и еще большее желание шокировать и удивлять, особенно среди молодежи. Мол, вы нас считаете плохими, так мы будем еще хуже: «В условиях информационного голода и общественной блокады образ "металлиста" мутировал в самые удивительные формы. "Металлическая" атрибутика была сплошь самодельной... А чего стоит эпопея с проклепыванием одежды (джинса, кожа и кожзам, школьная форма, ремни и даже… кирзовые сапоги!), изготовлением вручную нитками вышитых "нашив" и т.д.», - вспоминает в своей статье Дмитрий Гурков. Конечно, здесь многое зависело и от возраста поклонников рока, ведь для подростков во все времена был характерен бунт против «отцов»: «Собственно о музыке тогдашний "металлист" мало что мог сказать. Он путал названия групп, песен, год выпуска, даже саму музыку, но не это главное..... Ни один "металлист" не мог внятно объяснить, что же конкретно представляет из себя этот самый "металл". Образ жизни? Не только. Музыка? Да, но ни одна на свете музыка не способна настолько подчинить себе такое количество людей! Я думаю, что это было некое квазирелигиозное чувство веры в Нечто, которое дает тебе все: запретный плод, единство "своих", свой язык-сленг, короче именно то, что ищет каждое поколение - возможность игры в свое государство, в бунт, а в конечном итоге - первую попытку самоутверждения в неумолимо равнодушном мире "совсем уже взрослых". И бесполезно пытаться искоренить это, не помогут никакие воспитательно-принудительные меры! » (Дмитрий Гурков , «Металлисты 80-х», 2004г.). Но меры принимались, и попытки так называемого «искоренения» были. Так или иначе, социальный фактор рок-музыки гипертрофировался, и во многом – искусственным путем, посредством политики того времени и зависимого от нее мнения журналистов.
Практически сразу к критике рок-музыки присоединилась церковь и ученые. И если первую, в основном, интересовали «небогоугодные и сатанинские» тексты, то вторые обращали внимание на саму музыку, утверждая, что низкие частоты, громкость и ритм вредят организму. Для этого проводились различные исследования и «псевдоисследования». К последним можно отнести известный эксперимент 80-х годов о влиянии рока на растения и животных. При этом в прессе отсутствовало не только описание самого эксперимента, но и источники информации (в каком исследовательском институте, кем именно проводился эксперимент). Приводились только конечные результаты. Но прошло более 20 лет, и современные исследователи опровергли эти результаты, проведя повторное опыты. В 2004 году исследователи из передачи «Разрушители легенд» (телеканал «Discovery») поставили опыт на ростках гороха. На крыше было сооружено семь небольших оранжерей. Рядом с четырьмя из них были установлены звуковые колонки, бесконечно проигрывающие запись разговоров: две оранжереи «слушали» недоброжелательные разговоры, две других — дружелюбные, пятая оранжерея «слушала» исключительно классическую музыку, шестая - дэт-метал. Седьмая оранжерея была контрольной, и колонки там не устанавливались. Растения в оранжереях, «слушавших» разговоры, росли лучше, чем в контрольной, независимо от того, «слушали» они злые разговоры или добрые. Оранжерея с классикой развивалась ещё лучше, но лучше всех росли растения в оранжерее, «слушавшей» «металл».
И, в отличие от старых опытов, все это транслировалось по телевидению, т.е. имеет материальное подтверждение. В том числе, совсем недавно было выявлено, что многие школьники и студенты, слушающие тяжелый металл и его экстремальные стили, такие как дэт- и трэш-метал, более успешно учатся и более устойчивы к стрессам. Опрос, проведенный среди студентов американской Национальной академии для одаренной и талантливой молодежи, показал, что «грубый и жесткий» металл занимает третье место в списке любимых стилей. Опрос показал, что агрессивная музыка – хороший способ выплеснуть недовольство и злобу. Результаты исследования были представлены на конференции Британского психологического общества в Йорке в марте 2007 года. Но, несмотря на новые данные, многие журналисты продолжают пользоваться информацией 80-х- начала 90-х годов., при этом забывая приводить источники исследований. Пример - детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» (М, 2007г.), а конкретно – ее главы, посвященные рок-музыке, где просто утверждается, что «во многих странах сотни раз проводились эксперименты и исследования по влиянию музыки на рост различных растений». И снова – никакой конкретики. Кто, где, когда, при каких условиях проводил опыты – остается неизвестным.
«Сатанинский» же толк рока, который усмотрели в нем верующие, вообще сложно подтвердить или опровергнуть — это скорее вопрос свободы вероисповедания, а не научных изысканий. Многие священники ссылаются на так называемые «сатанинские послания»: «С целью развратить окончательно сознание молодежи и распространить демоническое влияние во многие записи вложены так называемые "подсознательные сообщения", то есть страшные слова, призывы, заклинания, которые можно обнаружить при прослушивании записи в обратном порядке», - считает архимандрит Лазарь (из книги «Грех и покаяние последних времен», издательство Сретенского монастыря, 2007г. ). При этом автор ссылок на источник данной информации не дает. Но еще в середине 80-х психологи Джон Вокей и Дон Рид из университета Лебридж отмечали, что даже если такие сатанинские послания и присутствуют в альбомах (что до сих пор не доказано научным путем), то маловероятно, чтобы они произвели какой-либо эффект на слушателей.
К тому же, само по себе упоминание дьявола не есть сатанизм и его пропаганда. Для многих рок-групп – это лишь колоритная метафора, иносказание, за которым скрывается философский смысл. Это подтверждает Оззи Озборн, культовая фигура в мире тяжелой музыки: «"Black Sabbath" - это как раз и было предостережением от излишнего увлечения потусторонними силами, а "N.I.B" - попытка в поэтической форме рассказать от том, что могло бы произойти, влюбись Люцифер в красивую, достойную женщину. Американцы услышали слова «Сатана» и «Люцифер», и ничего другого больше слышать уже не желали. Это было печально, потому что мы пытались быть поэтами...»
То же самое касается и темы борьбы, смерти, сумасшествия. Например, военная тема восходит к древнему архетипу мужественности, а многие парни и мужчины до сих пор считают себя в душе рыцарями без страха и упрека. И призыв взять в руки меч, характерный для групп, играющих в стиле хэви-метал, – это просто символ стойкости, смелости и готовности отстаивать свои права на свободу. Пример классического текста в стиле хэви-метал — группа «Manowar»:
«Defender»
To help the helpless ones, who all look up to you
And to defend them to the end
Defender, ride like the wind
Fight proud, my son, you’re the defender
God has send
«Защитник»
Помогай беззащитным, которые ждут твоей помощи,
И защищай их до конца.
Защитник, скачи быстро, словно ветер.
Сражайся с честью, сын мой. Ты – защитник,
Посланный Богом.
Как видно из данного текста, здесь речь идет не о бессмысленной бойне, а о борьбе во имя справедливости и жизни.
Социальная тема, особенно тема человеческой жестокости, характерна для многих групп, играющих трэш-метал, и является скорее не призывом к агрессии, а констатацией факта: в мире полно войн, жестокости, зла. В основном, тексты песен лишь отражают, отзеркаливают проблемы, существующие в реальности. Такой подход характерен и для группы «Slayer»:
«War ensemble»
Infiltration push reserves
Encircle the front lines
Supreme art of strategy
Playing on the minds
Bombard till submission
Take all to their graves
Indication of triumph
The number that are dead
«Ансамбль войны»
Армия запаса проникает в тыл противника,
Окружает линию фронта.
Высшее искусство стратегии
Играет на умах.
Обстрел до капитуляции.
Так отправь их всех в могилы!
Победа определяется
Числом погибших.
Здесь речь идет уже не о благородной и освободительной битве, а о циничном уничтожении всего живого. Особенно это подчеркивается иронией последних трех строк. И большинство слушателей и исполнителей воспринимает это исключительно как яркий образ, гармонично дополняющий музыку, а не как прямой призыв к действию. Известный рок-музыкант Элис Купер, превращающий каждый свой концерт в театрализованное действо, уверен, что «все это только шоу. Оно не несет в себе злого начала. Придуманные монстры уже никого не пугают — реальность гораздо страшнее. Например, когда я сочинял песни для альбома «Brutal Planet»... я хотел показать, что все эти скинхеды-расисты, малолетние убийцы, маньяки-насильники и есть настоящие чудовища.»
Это игра в смерть, игра в войну, но не смерть и не война. Это всегда притягательно, стоит вспомнить фрейдистские эрос и танатос – инстинктивную тягу человека к продолжению жизни и его одновременное стремление умереть. Особенно тема смерти характерна для таких стилей, как дум-, дэт- и готик-метал. Пример — тексты группы « Sentenced»:
«Forever lost»
now set me on
fire...take me high
when it's time to fly and when it's time to die
higher...rise, my friend
dance with me all the way - to the end
lost in the Night Frost
forever lost
...to the end...
«Навеки потерянный»
прошу, сожги меня
подними меня высоко
когда настанет время летать, когда настанет время умирать
выше…подними, друг мой
танцуй со мной все время – до конца
заблудившись в Ночных Заморозках
потерялся навсегда
…до конца
Вот что сами музыканты группы «Sentenced» говорят о своих текстах: «Конечно же, мы вложили в наши тексты значительную долю иронии, потому что мы вовсе не отчаявшиеся в жизни потенциальные самоубийцы, как, возможно, многие думают. А по мне, так, по-моему, получается очень здорово, когда на жизнерадостную музыку накладываешь депрессивный текст. Этот замечательный контраст дает слушателю уникальную возможность проникнуть в самые глубины наших саркастических умов!»
Несомненно, нельзя отрицать присутствие агрессии в некоторых стилях рока, особенно «металла», но необходимо учесть, что лишь небольшая часть металлических групп делает из нее культ, пропагандирует ее. Для многих агрессия равна «праведной злости», т.е. – это эмоциональная реакция на ложь, продажность суда и политики, на лицемерие, диктатуру и навязывание чуждых мнений, на загрязнение окружающей среды, террор и многие другие язвы общества (такие группы, как «Kreator», «Metallica» и «Anthrax» часто затрагивают эти темы в своем творчестве). К группам с подобной текстовой направленностью можно отнести и отечественные команды – такие, как «Ария», «Мастер», «Катарсис», «Черный Кофе»…В своем творчестве они затрагивают проблемы борьбы добра со злом, поиск нравственного идеала и богоискательство. Хотя, естественно, есть и исключения. Например, порядочное число блэк-металлических групп имеют более радикальный подход к текстам: не просто поют об оккультизме, но и придерживаются его как религии. Но это не значит, что все они совершают ритуальные жертвоприношения и жгут церкви. Таких – единицы, да и зависит это не от музыки, а от вероисповедания и мировоззрения конкретного человека.
Так уж получается, что чем жестче лирика, тем она ближе к действительности. И чтобы выжить в нашем сложном мире, необходимо давать обидчикам отпор: «Держись! Держись! Ответь на их агрессию. Возьми оружие и защити себя» (группа «Tankard»). Естественно, это тоже метафора. И вряд ли найдется такая музыкальная группа, которая на полном серьезе желает своим слушателям смерти или совершения преступлений. Это не только неэтично, но и невыгодно в коммерческом плане: кто же тогда будет покупать их записи, ходить на концерты?... «Murder Fantasies» («Фантазии убийцы») – песня о чувстве, когда ты очень сильно разозлен. Так сильно, что у тебя появляется желание убить этого человека, хотя ты и понимаешь, что все равно не сделаешь это. Если же человек воплощает такие фантазии в жизнь, значит, у него проблемы» (группа «Kreator»).То же самое можно сказать и о любовании смертью - это хорошо лишь до тех пор, пока остается игрой: «Черный металл – это игра, в которую я играю» (группа «Sodom»).
Несомненно, для многих слушателей рок до сих пор является чем-то большим, чем музыка. Это определенный стиль жизни, способ проявить свою индивидуальность и одновременно найти единомышленников. И это необходимо учитывать, особенно в подростковой среде. Становясь металлистом или панком, готом или эмо, молодой человек выбирает одну из своих первых социальных ролей, и этот выбор надо уважать. Ведь субкультура – это не контркультура. Субкультура уже культуры, но не несет в себе изначальной преступной направленности.
Также следует отметить, что в XXI в. социальный, внемузыкальный аспект рок-музыки постепенно утрачивает прежнюю актуальность. Многие люди слушают рок просто потому, что им нравится эта музыка. Они не протестуют, не выдвигают манифестов, зато качественно и интересно играют рок и прекрасно разбираются в его стилях.
Но возникает такой вопрос: а будет ли рок роком, если исчезнут все его внешние атрибуты, кроме сугубо музыкальных особенностей? Будет ли он столь же популярным и востребованным? Будут ли слушать его подростки, или предпочтут более экстремальный и бунтарский вид музыки? Ведь на 80-е-90-е годы прошлого столетия пришлось много «музыкальных подростковых войн»: любера против панков и металлистов, металлисты - против рэпперов и т.д. Может, если тексты песен и внешний вид неформалов отойдут на второй план, то агрессии в музыкальной среде станет меньше? Но, с другой стороны, повод для спора или драки подростки найдут всегда. Это естественно. И дело здесь скорее не в музыке, а в возрастных особенностях и в каждом человеке в отдельности. Но в «боях» из-за музыки также виноваты и журналисты: на рубеже веков многие молодежные журналы пестрели материалами, где буквально стравливались любители различных стилей и направлений. Деление на «своих» и «чужих» выдавалось за норму. Печатались не только объявления в стиле «Ищу поклонников такой-то группы», но и «Ищу противников» (журнал «Ровесник», 2001г.) А вот и достаточно свежий вопиющий пример – отрывок из фоторомана в журнале «COOL», № 16, 2004г - «Моя девушка полюбила панка»:
«Оля: Смотри, новый клип «НАИВа»! Обожаю Снэйка (солист группы – Авт.)! Такой мачо!
Максим: А по-моему, все эти панки – бомжи и дегенераты!
О: Не смей так говорить!
М: Да он… он… (Оля бьёт Максима по голове.) А-а-а, больно же! Дура!
О: Ты это заслужил, подонок! Да ты, идиот, даже не представляешь, насколько он крут! Он… он…
М (в мыслях – Авт.): Похоже, ей сорвало башню. (Вслух.) Ты совсем сдурела? Я же живой человек, а он – продукт шоу-бизнеса…
О: Да иди ты в задницу, придурок. Ничего ты не понимаешь. Из-за тебя новую песню не посмотрела…
М: Чао, дура!
О: Вали отсюда! Не хочу тебя больше видеть!
М : Ну и трахайся со своим ящиком, стерва!»
Аудитории внушалось, что такое поведение нормально. Взрослые подыгрывали подросткам — и журналы пользовались огромной популярностью. Но это не что иное, как недопустимая спекуляция на возрастных особенностях, которая, как мы видим из примера, в некоторых молодежных СМИ продолжается до сих пор. Помня об опасности таких материалов, журналисты должны быть как можно более осторожны и внимательны, освещая эту тему в СМИ. Ведь молодежь копирует то, что говорят, показывают и пишут о любых неформальных объединениях. И на примере перестроечной и постперестроечной эпох мы видим, как многие молодые люди, особенно подростки, стали жертвами необъективной информации - они копировали вычурные, искаженные ролевые модели, что уже по-настоящему травмировало их психику: «При всем отсутствии и искажении информации, попытках искоренения подобного безыдейного инакомыслия и, наконец, прямом насилии неизбежно формировался комплекс неполноценности. "Металлист" заранее отовсюду знал, что он ущербен, что он мыслит неверно. Трагедия в том, что общество с обычным цинично лицемерным подходом делало из простого молодежного увлечения политическую проблему на уровне государства, семьи и школы… А мы хотели просто музыку послушать…» (Дмитрий Гурков, «Металлисты 80-х», 2004г.).
Несомненно, рок-музыка – удачная почва для мифотворчества. Возможно, стереотипы - неотъемлемая часть рока, привлекающее к нему внимание. К тому же, стереотипы — далеко не всегда отрицательное явление. Несомненно, все они достаточно упрощены и субъективны, но могут быть полезными. Смотря во имя чего их использовать: журналист с помощью них может просвещать - дать хоть какое-то представление о предмете. Но может и манипулировать аудиторией: делить ее на противников и сторонников, тем самым провоцируя конфликты. Да и сама рок-культура как неотъемлемая часть молодежной субкультуры, хотя и выходящая за возрастные границы, - достаточно противоречивое явление. С одной стороны, она действительно может послужить поводом для агрессии, с другой – способствует освоению норм, ценностей, социальных ролей. Конечно, среди слушателей и исполнителей рок-музыки встречаются и деструктивные личности, которые также способствуют формированию негативных стереотипов о данной субкультуре. Но все-таки большинство приверженцев рока представляют собой созидательное, творческое явление. Доказательство – сотни групп, ставшие «золотым фондом рок-музыки», и их поклонники, преуспевшие как в творчестве, так и в других сферах жизни. Многие любители рока не только слушают его, но и снимают о нем кино: в 2005 году вышел в свет фильм «Metal: A headbanger`s jorney » («Путешествие металлиста», произведен в Канаде). Это документальная лента, снятая Сэмом Данном, который с 12 лет является фанатом хэви-метала. В фильме очень много интересных интервью, неожиданных мыслей («металл» ассоциировался с дьявольской музыкой из-за использования определенного звука), хорошей режиссуры и развернутого рассказа о всех аспектах этого музыкального стиля. И самое главное, в нем объясняется появление негативного отношения общества к «металлу» — страх всего нового, необычного, непонятного. А в 2006г. выпущен «Metalocalypse» («Металлопокалипсис»), мультсериал производства «Cartoon Network», рассказывающий про несуществующую группу «Dethklok», на примере которой стереотипы о тяжелой рок-музыке обыгрываются в юмористическом ключе. В создании мультфильма приняли участие музыканты таких известных групп, как «Metallica», «Nevermore», «Arch Enemy», «King Diamond», «Cannibal Corpse», «Dimmu Borgir» и др. И все это является вполне достойным ответом критикам рок-музыки. Следующее слово за СМИ.
Ведь журналисты, как истинные представители «четвертой власти», обязаны нести еще большую ответственность за свои материалы, в том числе в данной узкой области: быть объективными, непредвзятыми, использовать новую информацию, в том числе 2 и более источников, судить о неформалах не только по одежде, текстам песен и длине волос. Необходимо больше говорить о разнообразии самой музыки, ведь в одном только «металле» – несколько десятков стилей, и среди них - не только «брутальные» и «зубодробительные», но и мелодичные (например, в пауэр-метале очень много лиричных баллад). Самим же любителям рок-музыки, наверное, надо более спокойно реагировать на критику, пусть даже субъективную и оскорбительную. Иначе слушатели рока лишь подтвердят 4 группы стереотипов, указанных в самом начале данной работы. И, наверное, самая главная задача для журналистов на сегодняшний день – способствовать толерантности: искать то, что объединяет и молодежные субкультуры, и их противников – и создавать благоприятные условия для диалога.
Елена "БЭТ" Большакова, 5 курс, факультет журналистики
отсюда можно много чего потянуть)
Вашему вниманию предлагается мой доклад со студенческой конференции
“Современный мир: личность и проблемы общества” (МГГУ им. Шолохова, 2007).
читать дальше
Елена "БЭТ" Большакова, 5 курс, факультет журналистики
“Современный мир: личность и проблемы общества” (МГГУ им. Шолохова, 2007).
читать дальше
Елена "БЭТ" Большакова, 5 курс, факультет журналистики